• kz

Құрметті оқырмандар!
ҚДБ ұжымы оқырмандарға, журналистерге, клиенттер мен серіктестерге қаржы ұйымының қызметіне қызығушылық танытып, ақпараттық қолдау көрсетіп келе жатқандығы үшін алғыс білдіреді. Банк атына тұрақты негізде қазақстандық және халықаралық БАҚ-тардан, сарапшылар қоғамдастығынан және жұртшылық өкілдерінен сауалдар легі келіп түсуде. Өз қызметінің барынша ашықтығы мен айқындығын қамтамасыз ету, сондай-ақ қоғамның ҚДБ іске асырып отырған реформаларға сенімін нығайту мақсатында осы бөлімде БАҚ сауалдарына берілген жауаптармен танысуды ұсынамыз.

Сайтта сауалға жауапты жариялау мерзімі сауалдың ҚДБ-ға келіп түскен күнімен даталанады. Бұл ретте бірегей авторлық материалды дайындау регламентін сақтау мақсатында жауаптар сайтта БАҚ-қа жіберілген сәттен бастап 5 (бес) жұмыс күнінен кейін жарияланатынын хабарлаймыз.

Запрос ТОО «Ulуs Media Group»

По первому вопросу. На какую сумму (процент от общей суммы договора) выполнены обязательства АНПЗ перед банком?

Согласно Соглашениям об открытии кредитной линии (далее – СОКЛ), заключенных между Банком Развития и ТОО «АНПЗ», передача конфиденциальной информации, к которой относится и запрашиваемая вами информация, третьим лицам возможна только с письменного согласия другой стороны, или по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных законодательством Казахстана на получение такой информации.

В связи с отсутствием согласия о раскрытии информации со стороны ТОО «АНПЗ», Банк не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию. В случае предоставления согласия со стороны ТОО «АНПЗ» Банк готов раскрыть данные.

При этом отмечаем, что БРК открыл финансирование двух проектов Атырауского нефтеперерабатывающего завода – «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» в 2012 году и «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» в 2010 году. Общий объем финансирования БРК составил 1 539,8 млн долларов при общей стоимости проектов 3 201 млн долларов ТОО «АНПЗ» исполняет принятые на себя финансовые обязательства в полном объеме и в соответствии с установленными сроками. Просрочек по платежам допущено не было.

По второму вопросу. На основании какого документа и кем было принято решение о кредитовании АНПЗ?

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона «О Банке Развития Казахстана» финансирование Банком Развития производится на условиях, в порядке и сроки, определенные Меморандумом о кредитной  политике БРК.

Компетенция органов Банка Развития по принятию решений о финансировании определяется в Меморандуме и уставе Банка Развития.

В частности, решение о финансировании проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» было принято Советом директоров БРК 25 марта 2010 года. Решение о финансировании проекта «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» было принято Советом директоров БРК от 14 мая 2012 года.

По третьему вопросу. Каким документом Банка регулируется размер собственного участия заемщика в проекте? (просьба предоставить копию документа).

Размер собственного участия заемщика в проекте определен Правилами внутренней кредитной политики Банка Развития. Данные правила используются для внутренней организации и осуществления деятельности Банка Развития по эффективному управлению кредитным портфелем.

Отметим, что пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса РК определено, что законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В свою очередь отметим, что информация по всем проектам, в том числе по участию Банка Развития в каждом проекте, доступна на официальном            сайте             Банка            Развития            Казахстана (https://www.kdb.kz/projects/). К примеру, по двум проектам модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода («Строительство комплекса глубокой переработки нефти» и «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов») участие Банка Развития составило 48,1%. Другими инвесторами проектов выступили Экспортно-импортный банк Китая и Японский банк международного сотрудничества.

Дополнительно отметим, что проекты модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода имеют республиканское значение. Они 

включены в Государственную программу индустриально-инновационного развития, а также в Республиканскую карту индустриализации и финансируются Банком развития в рамках реализации данных программ. Запуск двух новых комплексов позволил увеличить мощности по переработке нефти с 5 до 5,5 млн тонн в год для производства высокооктанового бензина, авиатоплива и дизтоплива, увеличена глубина переработки нефти, были освоены экологические стандарты моторных топлив К4, К5, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5.

Один из главных результатов модернизации – это значительный рост выработки нефтепродуктов. Так, по данным Национального энергетического доклада Kazenergy за 2019 год, производство высокооктанового бензина на АНПЗ выросло с 643 тысяч тонн в 2017 году до 1 191 тысячи тонн уже в 2018-м. По данным с официального сайта АНПЗ, по итогам 2021 года показатель вырос до 1 362 тысячи тонн.

В целом модернизация АНПЗ, а также двух других крупнейших НПЗ (в Павлодаре и Шымкенте) позволила обеспечить потребности внутреннего рынка Казахстана в моторных топливах, снизив до минимума их поставки из-за рубежа.

При этом модернизация позволила отправлять бензин на экспорт: например, по данным казахстанских СМИ, в 2020 году зарубежные поставки бензина железнодорожным транспортом составили 487,1 тысячи тонн бензина по направлению в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Грузию, а также страны Европы. В 2021 году экспорт продолжился, и достичь этого помогла в том числе модернизация, которая позволила повысить качество выпускаемых на АНПЗ моторных топлив до современных экологических стандартов. Таким образом, финансирование проектов позволило уйти от импортозависимости, перейдя на самообеспечение с возможностью продавать излишки производимой продукции. Отдельно стоит выделить мультипликативный эффект от проектов АНПЗ. К примеру, по данным с официального сайта АНПЗ, налоги и другие платежи, выплаченные предприятием в государственный бюджет в 2021 году, составили 76,6 млрд тенге, из них в республиканский бюджет направлено 27 млрд тенге, а в местный – около 50 млрд. 

Запуск проектов обеспечил постоянными рабочими местами 767 человек. Сейчас АНПЗ входит в список крупнейших налогоплательщиков Республики Казахстан.


АО «Банк Развития Казахстана»
проспект Мәңгілік Ел, здание 55 А, н.п. 15 Z05T3E2 Астана
+7 (7172) 79 26 79